ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Охрана окружающей среды , экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – вот проблемы, которыми обеспокоено современное общество. Игнорирование того факта, что «человек – он ведь тоже природа…» , привело к нарушению многих природных процессов. Человек это знает и понимает. Но одних только знаний недостаточно, чтобы оградить природу от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Одними только законодательными мерами нельзя заставить человека любить природу, бережно относиться к её ресурсам, охранять «братьев меньших». Наша Свислочь и её притоки очень богаты рыбой, поэтому браконьерский лов производится круглый год. И, несмотря на действия рыбнадзора, штрафы милиции, инспекции по охране природы, браконьеры умудряются осуществлять лов и даже продавать рыбу на трассе «Минск –Гомель».
Поэтому формирование экологической культуры и экологического образования и экологического воспитания должно стать частью общего воспитания человека с самого раннего детства. Ведь именно дети наиболее «экологизированы »: просят родителей завести собачку, кошку, рыбок и др., чтобы любоваться и заботиться о животных. Нам, взрослым, остаётся только грамотно направить это естественное стремление ребёнка в нужное русло.
…Как быстро бежит время, как вода в ручейках! Вот уже пять лет мы участвуем в экологическом мониторинге малых рек и водоёмов.
Работу нашего отряда «Юный эколог» заметили и отметили грамотами, подарками и призами и в районе на чествовании «Лучших и одарённых…»,
и в области, и в столице, в ГЭУ им. Сахарова. Это, конечно же, нас радует, но проблемы не решены, они актуальны всегда.
Как спасти? Где взять силы и средства? С чего начать? Поразмыслив, мы мудро решили, что начинать нужно с себя. Ведь, если возьмётся за дело каждый, мы победим!
Лично я как учитель географии считаю, что мониторинг малых рек является достаточно эффективным средством кружковой работы. Велико интегрирующее значение мониторинга! Ведь на предмет географию уделяется один час в неделю, а экологические проблемы пронизывают все темы курса. Владение приёмами мониторинга позволяет сэкономить время и углубить материал. Накопившийся объём работы и добытый материал позволил нам привлечь учителей других специальностей: биологии, химии, труда, ОБЖ. Мы планируем в новом учебном году создать не просто экологическое направление в школе, оно у нас уже существует, а целый мобильный экологический штаб. Он объединит ещё большее количество учащихся, их родителей, администрацию школы и села, а также инспекцию по охране природы. Мы сделали вывод, что работа с учащимися по программе экологического мониторинга имеет большое социальное значение, особенно для сельской местности. Мы вовлекаем в данную работу детей из различных социальных групп, в том числе и «трудных подростков»,
которые с удовольствием принимают участие в очищении водоёма, леса, в составлении гербария, в исследовательской деятельности, а потом
с гордостью рассказывают, как они не позволили сломать водоохранный аншлаг, как заставили убрать мусор, брошенный другими ребятами.
Экологический мониторинг – это общее дело. А после дела – игры, беседы у костра. Всё это нас сближает и позволяет раскрыться с лучшей стороны, узнать друг друга во внеклассной обстановке. А главное – хочется покорять новые вершины, общаться и творить что-то хорошее.
Батухтина Е.М.

Рапортуют «Юные экологи».


В 2007-2008 учебном году отряд «Юные экологи» продолжил работу по решению экологических проблем региона, включив в свою деятельность походы на малые реки, протекающие в нашей местности: Малая Гравка, Лапка, Целянка, Свислочь. Анализируя эти маршруты, мы пришли к выводу, что основным источником загрязнения речек стали очистные сооружения п. Сосновый, оживлённая трасса Минск – Гомель, животноводческая ферма СПК «Лапичи» (сюда же можно отнести и несанкционированные свалки мусора). Следует отметить, что самой загрязнённой из всех рек нашей местности является Целянка. Именно в ней меньше всего растительности и живности, говоривших бы о её чистоте. Но река живёт, пытается очиститься сама. Тщетно. Если не прекратится потребительское отношение к ней со стороны местного населения, Целянка очень скоро может превратиться в зловонную сточную канаву. И тогда уже нам придётся спасаться от инфекций.
Деятельность отряда «Юный эколог» очень разнообразна и выходит далеко за рамки школьной программы. Мы работаем в тесном сотрудничестве с кружком «Пешеходный туризм». Кружковцы-туристы, например, решая свои задачи в ходе маршрута, фикcируют также и экологическую обстановку района. Так участниками отряда, совершавшими поход вдоль Осиповичского водохранилища и реки Свислочь (50 км), составлен количественный и видовой паспорт птиц, изучено влияние популяции бобров на экологию реки Свислочь, фикcировалось наличие редких растений в Брицаловичской пуще. Заготовка дров для прготовления пищи и ночлега проходила под девизом «Ни одного вырубленного дерева!», то есть велась без топора.
А встречи с главным инспектором по охране природы Шабовичем Антоном Антоновичем, с Кузьмичём Александром Васильевичем и Якушевым Владимиром Валентиновичем были и познавательны и необходимы. Мэтры с интересом расспрашивали о деятельности отряда «Юный эколог», а в конце встречи подарили нам фотоальбомы о работе госинспекции, о редких и исчезающих животных и растениях, а также вручили нам визитки-открытки с телефонами «горячей линии».
Мы, члены отряда «Юный эколог», призываем всех читателей газеты «Остров Детства» взглянуть на нашу природу другими глазами. Место, где мы живём, действительно уникально своей красотой и богатством. Нам есть чем гордиться. Но нам есть также, что беречь.
Будем об этом помнить!